ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК, ДНЕВНИКОВ, ПИСЕМ
1878. Письмо к Н. Н. Страхову.
...Вчера переглядывал романы, повести и стихи Фета. Вспомнил нашу в Ясной Поляне, неумолкаемую, в 4 фортепьяно музыку, и так ясно стало, что всё это: и романы, и стихи, и музыка – не искусство, как нечто важное и нужное людям вообще, а баловство грабителей, паразитов, ничего не имеющих общего с жизнью: романы, повести о том, как пакостно влюбляются, стихи о том же или о том, как томятся от скуки. О том же и музыка. А жизнь, вся жизнь кипит своими вопросами о пище, размещении, труде, вере, об отношении людей... Стыдно, гадко...
1896. Дневник. 19 июля.
27 ноября 1896. Москва.
1897. Дневник.
8 августа 1897. Ясная Поляна.
29 декабря 1900. Москва.
18 августа 1901. Ясная Поляна.
5 августа 1902. Ясная Поляна.
23 июня 1903. Ясная Поляна.
30 декабря 1903. Ясная Поляна.
19 февраля 1904. Ясная Поляна.
15 августа 1904. Пирогово.
22 октября 1904. Ясная Поляна.
20 января 1905. Ясная Поляна.
2 марта 1906. Ясная Поляна.
10 марта 1906. Ясная Поляна.
2 апреля 1906. Ясная Поляна.
3 июля 1906. Ясная Поляна.
30 июля 1906. Ясная Поляна.
14 января 1907. Ясная Поляна.
10 октября 1907. Ясная Поляна.
1908. Письмо к М. Лоскутову от 24 февраля.
21 февраля 1910.
27 мая 1910.
Фрагменты из статьи Л. Толстого «Что такое искусство?»
5
...Мы привыкли понимать под искусством только то, что мы читаем, слышим и видим в театрах, концертах и на выставках, здания, статуи, поэмы, романы... Но всё это есть только самая малая доля того искусства, которым мы в жизни общаемся между собой. Вся жизнь человеческая наполнена произведениями искусства всякого рода, от колыбельной песни, шутки, передразнивания, украшений жилищ, одежд, утвари до церковных служб, торжественных шествий.9
...Признание важным искусством того, что не заслуживало этой оценки, это извращение искусства ослабило и довело почти до уничтожения и самоё искусство. Первым последствием этого было то, что искусство лишилось свойственного ему безконечно разнообразного и глубокого религиозного содержания. Вторым последствием было то, что оно, имея в виду только малый круг людей, потеряло красоту формы, стало вычурно и неясно; и третьим, главным, – то, что оно перестало быть искренно, а стало выдуманно и рассудочно.15
...Признак, выделяющий настоящее искусство от поддельного, есть один несомненный – заразительность искусства. <...> Как бы ни был поэтичен, похож на настоящий, эффектен или занимателен предмет, он не предмет искусства, если он не вызывает в человеке того, совершенно особенного от всех других, чувства радости, единения душевного с другим (автором) и с другими (с слушателями или зрителями), воспринимающими то же художественное произведение.18
...Настоящее искусство не нуждается в украшениях, как жена любящего мужа. Поддельное искусство, как проститутка, должно быть всегда изукрашено.19
. ..Искусство будущего будет производиться всеми людьми из народа, которые будут заниматься им тогда, когда они будут чувствовать потребность в такой деятельности.