3 февраля 2024 года — 140 лет со дня рождения композитора, военного музыканта Василия Ивановича АГАПКИНА (3 февраля 1884 — 29 октября 1964)
Имя военного дирижера и композитора полковника Агапкина Василия Ивановича вписано золотыми буквами в скрижали мировой музыкальной культуры и военно-дирижерского искусства. Его неувядающий марш «Прощание славянки» знают и любят во всех бывших республиках СССР, Болгарии, Польше, Словакии, он звучит во Франции, Германии, Финляндии, Америке, Японии и даже в Африке. Биографическая справка на полковника Агапкина Василия Ивановича В девять лет Василий Агапкин потерял отца и мать, жил в крайней нужде с мачехой и младшими сестрами. Девятилетний Вася собирал подаяния и впервые увидел военный оркестр. Мальчишка был в восторге от военной формы, выправки, чеканного шага, блеска медных духовых инструментов. Он проследовал оркестром до самых ворот военного городка 308-го резервного Царёва батальона. Увидев в составе оркестра таких же мальчишек, как и он сам, Вася уговорил мачеху показать его капельмейстеру. Вскоре он стал воспитанником духового оркестра. Обладая абсолютным музыкальным слухом, корнетист Агапкин уже в десять лет выступал наравне со всеми, став через четыре года лучшим солистом-корнетистом полка. В 1899 году юноша, уверовав в собственные силы состоявшегося музыканта, уехал на Кавказ, поступив в Аварский резервный пехотный батальон, находившийся тогда в портовом городке Петровске (ныне Махачкала), где стал получать небольшое жалованье оркестрового трубача. В 1900 году Агапкин находился в Грозном, служа солистом оркестра 82-го пехотного Дагестанского полка. Уже в следующем, 1901 году, его пригласили в Армянский город Александрополь (он же позднее Ленинакан, он же впоследствии Гюмри), где он служил в оркестре 45-го драгунского Северского полка, получая более солидное жалованье в 30 рублей. А затем были ещё и 43-й, и 16-й драгунские полки… В 1906 году Василия Агапкина призвали в армию, где он попал в дислоцировавшийся в Тифлисе Тверской драгунский полк. По окончании службы в декабре 1909 года, Василий Иванович мечтал попасть на учёбу в Москву, но ввиду незавидного материального положения был вынужден уехать в Тамбов для поступления в тамошнее музыкальное училище. Попутно, 12 января 1910 года он был зачислен штаб-трубачом в 7-й запасный кавалерийский полк. С осени 1911 года без отрыва от службы стал заниматься в классе медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища. 1912 год. Турция напала на Балканы. Вечная жертва - Сербия, а еще - Черногория, Болгария, Греция. Русские газеты наполнились призывами помощи славянским братьям, воззваниями, сводками. Из Петербурга, Москвы, других городов по Варшавской железной дороге уезжали русские добровольцы - солдаты и офицеры, целые отряды сестер милосердия. Серые грубые шинели, слезы прощания на перроне, паровозные гудки. Обложка первого издания марша «Прощание славянки» 28-летний Василий Агапкин служит в 7-м запасном кавалерийском полку в Тамбове. Охваченный всеобщим порывом, он пишет свой великий марш «Прощание славянки», который посвящает женщинам-славянкам, провожающим отцов, сыновей, мужей, братьев. Нет ничего грустнее расставаний (в любых его проявлениях) в этой жизни — вот и Василий Иванович, наверное, представлял, как прощаются матери, жёны, дети со своими воинами, какая печальная, но торжественная вместе с тем атмосфера царит при этом… Музыка оказалась вечной. Обложка первого издания: ««Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина 1912 г.» Первое публичное исполнение марша состоялось осенью 1912 года в Тамбове на строевом смотре полка, в котором служил Василий Иванович. В считанные месяцы марш приобрёл невероятную популярность. Особенно к месту и ко времени марш «Прощание славянки» пришёлся на начало 1-й Мировой войны — он исполнялся не только русскими военными оркестрами, но также во Франции, странах Балканского союза и других. А летом 1915 года в Киеве вышла первая грампластинка с записью марша — начинание подхватили фирмы грамзаписи Москвы и Петербурга, а затем в других крупных российских провинциях. В 1915 году Василий Агапкин был удостоен звания военного капельмейстера, однако вступить в эту должность смог лишь после Февральской революции 1917 года. С приходом Советской власти в Тамбов в 1918 году Агапкин сомневался недолго — в июле он вступил в ряды Красной Армии, попав капель-мейстером в Красный гусарский Варшавский полк, и уже осенью того же года отправился на Южный фронт, а позднее и на Юго-Западный. В 1920 году Василий Иванович был вынужден по болезни возвратиться в Тамбов, где сразу попал в эпицентр антоновского мятежа. Чудо и старания жены смогли сохранить ему жизнь — спасло то, что именно он был композитором известного на всю страну марша, к которому и у красных, и у белых уже были придуманы слова. В 1922 году Агапкин возглавил оркестр 117-го особого полка ОГПУ. Этот оркестр в 1924 году принимал участие в похоронах Ленина. В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников, многие из которых стали впоследствии профессиональными музыкантами. В 1938 году его пригласили участвовать в работе по усовершенствованию боя часов на Спасской башне Кремля. Василий Иванович успешно с правился с важным заданием. В 1930 году он занял должность капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ (она же с 1934 года Центральная школа НКВД СССР, она же с 1939 года Высшая школа НКВД СССР). Обладая не только музыкальными, но и организаторскими талантами, он в короткий срок собрал сильный коллектив профессионалов: выступления оркестра на различных мероприятиях всегда тепло воспринимались благодарными слушателями. Великая Отечественная война застала интенданта 1-го ранга Василия Агапкина начальником духовых оркестров Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения НКВД СССР им. Дзержинского. 57-й летний композитор и дирижёр зарекомендовал себя как отменный руководитель и профессиональный музыкант. В начале войны ему выпала важная историческая миссия. Именно Агапкину на параде 7 ноября 1941 года поручили дирижировать сводным военным оркестром на Красной площади в Москве. Осенью 41-го советское правительство оставило Москву. Вместе с другими наркоматами эвакуировался и аппарат НКВД. Временной столицей стал тыловой Куйбышев. Были заминированы все жизненно важные объекты: водозаборы, мосты, электростанции, заводы. Они должны были взлететь на воздух. Казалось Москва просто не должна была устоять перед мощью немецкой машины. И вот в эти черные дни советское правительство принимает решение: провести парад на Красной площади. Точно так же перед своей гибелью крейсер «Варяг» выбросил парадные флаги. Трудно недооценить значение этой акции. Для многих она стала своеобразным «моментом истины»: доказательством того, что Москва все еще живет и сдаваться не собирается... В ноябре 41-го именно оркестр Агапкина провожал бойцов на передовую и в июле 1945 года встречал победителей...
ПОМЯНИ НАС, РОССИЯ Игорь Морозов
Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол. Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил, Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.
Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью, Пулеметами врезанных в скальную твердь. Запиши нас в историю горестной былью, И рубцом материнское сердце отметь.
Помяни нас, Россия, и злых, и усталых, Одуревших от зноя, без сна, без воды, Отмеряющих жизнь от привала к привалу, От звезды до звезды, от беды до беды.
Помяни нас, Россия, в извечной печали, Златорусую косу свою расплетя. Мы оставшимся помнить и жить завещали, Жить, как коротко прожили мы — для тебя!
ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ ст. А. Мингалёва, лит. обр. А. Васина-Макарова, муз. В. Агапкина
Много песен мы в сердце сложили, Воспевали родные поля, Беззаветно тебя мы любили, Святорусская наша земля. Высоко ты главу поднимала, Словно солнце твой лик воссиял, Но ты жертвою подлости стала Тех, кто предал тебя и продал.
Припев: И снова в поход Труба нас зовёт. Мы вновь встанем в строй, И все пойдём в священный бой. Прощай, любовь моя! В бою не забуду тебя. Прощай, родная, люблю тебя я. Вернусь, обнимешь ты меня. Встань за Веру, Русская Земля!
Вспомним песни России святые. Отзовись, православная рать! Где Илья твой и где твой Добрыня? «Встань, народ!» — кличет Родина-мать! Но лежит богатырская сила, Мёртвый сон застилает глаза. Уж разверзлась глубоко могила, Над главою грохочет гроза. Припев:
Все мы дети великой державы, Все мы помним заветы отцов. Ради Знамени, Чести и Славы Не щади обнаглевших врагов! Русь восстанет из рабского плена, Дух победы зовёт: «В бой пора»! Подними боевые знамена, Пусть гремит в небе гром: «Ура! Ура!» Припев:
Видеозапись: Вечер Студии А. Васина-Макарова "Люблю отчизну я..." 14 декабря 2-022 г. Москонцерт на Пушечной, Театральный зал.